Лекарство для очишения желудка

Лекарство от ста болезней хильба Ты - то, что ты ешь


 

Вода

 

Вода (ма') является основным средством очищения от всего оскверняющего и нечистого. Аллах Всевышний, даровавший её человеку, сказал: «...и Мы ниспос¬лали с неба чистую воду» (Коран, 25:48). Оказывая же милость участникам битвы при Бадре, Аллах Всевышний сказал: «Покрыл Он вас дремотой, чтобы успоко¬ить вас, и ниспослал с неба дождь, чтобы очистить вас им» (Коран, 8:11).
Различают три вида воды.
I. Вода, которая чиста сама по себе и может служить средством очищения.

 Сохранившая присущие ей изначальные свойства вода, с которой ничто не смешано, именуется «тахур». Таковой является дождевая и морская вода. Аллах Всевышний сказал: «Разве не видел ты, что Аллах ниспосылает с небес воду, наполняя ею источники в земле?» (Коран, 39:21). Сообщается, что ког-да Пророка спросили, можно ли использовать для омовения морскую воду, он ответил: «Вода (моря) чиста, а мертвечина его дозволена (халяль)» (Ахмад; ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и). Чистой является также речная вода, образующаяся в результате таяния снега и града, и ключевая вода.
II.  Вода, которая, будучи чистой, не может служить средством очищения от осквернения.
Такая вода не устраняет осквернения. Её можно использовать только для очищения от грязи, использование же такой воды для питья, приготовления пищи (замешивания теста) крайне нежелательно (макрух танзихан). Речь идёт о воде, которая уже была использована для очищения от большого или малого осквернения или для очищения тела с целью получения награды Аллаха.
Так, если человек, намеревающийся поступить согласно Сунне, помоет руки до или после еды, вода, которой он мыл их, будет считаться использованной. Если же он помоет руки для того, чтобы удалить с них грязь, такая вода использованной счи¬таться не будет. То же самое касается и воды, которую используют для очищения не тела, а одежды или сосудов, - по шариату использованной она не считается.
Если вода только пришла в соприкосновение с омываемой частью тела, она не считается использованной, пока не стечет на землю или на какое-нибудь место, где и останется. Если же во время омовения вода попадёт с одной части тела на другую и человек снова использует её, такое омовение будет действительным.
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не является нечистой.
1. Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что Пророк (С. А. С.) или кто-нибудь из сподвижников остерегался использованной воды, хотя известно, как они заботились о поддержании чистоты и остерегались малейшей скверны. Всё это и указывает на то, что использованная вода нечистой не является.
2. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха (С. А. С.)  пришёл навестить меня, когда я был болен и лежал в беспамятстве. Он совершил (в моём доме) омовение, а потом вылил на меня (немного) той воды, которой он пользовался, и я очнулся» (Аль-Бухари).
Сообщается, что ас-Са'иб б. Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) моя тётка со стороны матери привела меня к Пророку (С. А. С.)  которо¬му сказала: "О Посланник Аллаха, сын моей сестры заболел!" - а он погладил меня по голове и призвал на меня благословение. Затем (Пророк (С. А. С.)) совершил омовение, а я выпил остаток воды, которую он использовал...» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Махмуд б. ар-Раби', да будет доволен им Аллах, сказал: «А когда Пророк (С. А. С.)  совершал омовение, (его сподвижники) были готовы сра-жаться друг с другом из-за воды, которую он использовал» (Аль-Бухари).
Цитированные выше хадисы служат указанием на чистоту использованной для омовения воды ввиду того, что, если бы использованная Пророком (С. А. С.), вода была нечиста, он не вылил бы её на Джабира, а сподвижники не пытались бы получить благословение через такую воду, поскольку в нечистом нет блага.
3. Тело человека, пребывающего в состоянии малого или большого оскверне¬ния, не считается нечистым в истинном смысле слова, а поэтому не делает нечис¬тым и воду, которая на него попадает. Сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, верующий (никогда) не бывает нечистым!» (Аль-Бухари). Это означает, что верую¬щий может находиться в состоянии ритуального осквернения (хадас) или (джана-ба), когда нельзя совершать молитву, но нечистым (наджис) он быть не может.
Ниже приводятся указания на то, что использованная вода не может служить средством очищения от осквернения.
1.  Сообщается, что Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, передавше¬го, что Посланник Аллаха (С. А. С.)  сказал: «Никому из вас не следует купаться в стоячей воде, если он находится в состоянии большого осквернения (джу-нуб)», спросили: «Как же он должен поступить, о Абу Хурайра?» - на что он ответил: «Набирать её (раз за разом)» (Муслим).
Этот хадис указывает на то, что погружаться в такую воду запрещалось, что-бы она не стала использованной, поскольку это послужит препятствием для ис-пользования её другими.
2.  Нет никаких сообщений, которые указывали бы на то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хранили использованную воду, запасались ею или брали её в дорогу, несмотря на лёгкость этого и наличие таких предпосылок, как нехват-
ка воды. Кроме того, нигде не сообщается, что кто-либо из них собирал в сосуд пролившуюся воду, использованную для омовения им самим или кем-нибудь другим, а потом снова использовал её для омовения. То, что никто из сподвижников не делал этого, свидетельствует о том, что такая вода для очищения не годится.
Если человек, находящийся в состоянии большого или малого осквернения, опустит руку, не омыв её перед этим, в сосуд или чан с водой в бане, такая вода использованной не станет, тогда как его рука после этого осквернённой уже не будет. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я совершала полное омовение вместе с Пророком (С. А. С.), и мы по очереди (брали воду) из одного и того же сосуда» (Аль-Бухари).
Сообщается, что аш-Ша'би сказал: «Находясь в состоянии большого осквернения, сподвижники Посланника (С. А. С.)  опускали руки в воду, не омыв их до этого. Так же поступали и женщины, у которых были месячные, и они не ви-дели в этом ничего дурного» (Ибн Абу Шайба).
Если человек, находящийся в состоянии малого осквернения, опустит в сосуд ногу, вода станет использованной, поскольку необходимости опускать туда ногу у него не было.
Если человек, находящийся в состоянии большого осквернения и не имеющий на теле ничего оскверняющего, погрузится в чан с водой, он станет чистым, а вода - использованной.
Если во время полного омовения, совершаемого человеком, который находится в состоянии большого осквернения, немного использованной им воды попадёт в чан или сосуд, вода не станет непригодной. Если же такая вода будет литься туда и её станет больше, чем было воды в чане, тогда это сделает воду непригодной, и она будет считаться использованной.
Использованной водой, которой нельзя совершать ни частичное, ни полное омо¬вение, считается также любая вода, которая теряет свои свойства во время приго¬товления еды, например при варке гороха. То же самое относится к тем случаям, когда к воде примешивается нечто такое, из-за чего она утрачивает свою мягкость и текучесть, или когда вода приобретает качества того, с чем она смешивается.
Например, если то, с чем смешивается вода, отличается характерными цветом и вкусом и вода приобретёт какое-нибудь из этих качеств, использовать её ни для частичного, ни для полного омовения нельзя. Нельзя использовать воду для омовения и в том случае, когда вода приобретает две из трёх характерных особенностей примеси.
Указанием на недопустимость устранения осквернения с помощью подобных средств служит то, что шариат относит осквернение к числу того, что делает молитву недействительной. Устранить же осквернение можно лишь посредс¬твом того, что определено шариатом, а именно посредством воды как таковой, в то время как вышеупомянутые средства водой назвать нельзя.
Из всего сказанного следует, что для очищения необходимо исключить то, что намеренно добавляют ради большей чистоты, например мыло и поташ. Исключениями являются проточная вода, цвет которой изменился из-за примесей почвы, застоявшаяся вода или вода, которая как-то изменилась из-за того, что в неё попали листья. Необходимым условием при этом является сохранение ею мягкости, поскольку в подобном случае она продолжает оставаться водой.
Сообщается, что Пророк (С. А. С.) велел обмыть отваром ююбы человека, кото¬рый, находясь в состоянии ихрама, упал со своей верблюдицы и разбился насмерть (Аль-Бухари).
Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, находясь в состоянии большого осквернения, Пророк (С. А. С.) мыл голову водой с алтеем (Абу Дауд).
Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха (С. А. С.) совершил полное омовение вместе со своей женой Май-муной и они набирали воду из одного сосуда, а именно из деревянного блюда, на котором были остатки теста (Ан-Наса'и; Ибн Хузайма).
III. Нечистая вода.
За основу следует принимать то, что вода была создана чистой, а поэтому вы¬носить суждение о том, что она нечиста, можно только будучи уверенным в этом. Вот почему, если человек войдёт в баню и увидит в чане небольшое количество воды, не зная точно, чистой или нечистой она является, ему можно совершать ею как частичное, так и полное омовение, а отказываться от неё, основываясь на одних предположениях о том, что она нечиста, не следует. Как уже отмеча¬лось, исходить необходимо из уверенности в чистоте воды, заменить которую может лишь такая же уверенность в обратном. Обследовать эту воду и задавать вопросы следует лишь в том случае, если человек решит, что скорее всего там оказалось что-то нечистое. Сообщается, что как-то раз 'Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру б. аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водо¬ёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» - и тогда 'Умар б. аль-Хаттаб сказал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бывают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Малик; Аль-Муватта). Исходя из этого, не сле¬дует выносить суждение о том, что вода является нечистой, пока туда не упадёт что-нибудь нечистое, и это не будет видно по цвету, вкусу или запаху, если воды много. Если же воды мало, то она становится нечистой в результате соприкос¬новения с чем-то нечистым, даже если заметным это не будет.
Ниже приводятся указания на то, что большое количество воды становится нечистым только в случае появления определённых признаков.
1. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды люди) спросили: «О Посланник Аллаха, можно ли нам совершать омо¬вение, пользуясь водой из колодца Бида'а?» (а в этот колодец бросали мясо собак и то, у чего был неприятный запах). В ответ на это он (С. А. С.) сказал: «Поистине, вода чиста и ничто не делает её нечистой» (Ат-Тирмизи; Ахмад; Абу Дауд; ан-Наса'и).
В этом хадисе речь идёт о большом количестве воды, которая не изменяется от соприкосновения с нечистым, поскольку, согласно единодушному мнению улемов, если в воду попадёт что-то нечистое и в результате этого изменится её цвет, вкус или запах, тогда нечистой станет и сама вода. Что касается колод¬ца Бида'а, то он был большим и многоводным. Сообщается также, что он был проточным и от него вода отводилась к садам, в силу чего то нечистое, которое люди бросали в этот колодец, не изменяло ни цвета, ни вкуса его воды, которая не приобретала неприятного запаха. Вот почему Пророк (С. А. С.)  не вынес сужде¬ния о том, что вода этого колодца является нечистой.
2. Сообщается, что Посланник Аллаха (С. А. С.)  сказал: «Воду не оскверняет ничто, кроме того, что изменяет её цвет, вкус или запах» (Ат-Тахави; ад-Даракутни).
А теперь приведём указания на то, что попадание в малое количество воды чего-то нечистого делает нечистой эту воду., даже если её свойства остаются неизменными.
1.  Сообщается, что Пророк (С. А. С.)  сказал: «Если собака станет лакать из сосу¬да, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выльет его содержимое и промоет этот сосуд семь раз» (Муслим).
2. Сообщается, что Пророк (С. А. С.)  сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не мочится в стоячую непроточную воду, ибо потом эта вода (может понадо¬биться) ему для полного омовения» (Аль-Бухари). Таким образом, если в воду попадает что-то нечистое, запрещается совершать в ней полное омовение, даже если её свойства не изменятся.
3.  Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.)  сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).
Решение о том, малым или большим следует считать количество воды, следу¬ет принимать самому человеку, поскольку в шариате никаких точных указаний на это нет. Если он посчитает, что вода станет нечистой от края и до края сосуда, значит, воды в сосуде мало, в противном же случае количество воды надо будет считать большим и она не станет нечистой.
Когда дело касается воды, следует принимать во внимание то время, когда в неё попало что-либо нечистое. Если в это время воды было много, а её свойства не изменились, значит, она чиста, даже если позже этой воды стало мало. Если что-либо нечистое попало в малое количество воды, а потом её стало мно¬го, она не становится чистой из-за увеличения её количества.
Считается, что количество проточной воды является большим и она становится нечис¬той только в том случае, если воздействие осквернения каким-то образом проявляется.
К проточной воде приравнивается вода в бане, которая считается нечистой только тогда, когда воздействие осквернения каким-то образом проявляется при том условии, что вода поступает непрерывно и её можно постоянно зачер¬пывать. Если человек в бане опустит осквернённую руку в чан с непроточной водой, то эта вода станет нечистой. Если же в чан по трубе поступает новая вода, тогда она будет считаться проточной и нечистой не станет. Если к осквернённой воде в чане добавлять воду, пока она не станет переливаться через край, такая вода станет чистой, поскольку уверенности в том, что она нечиста, уже не будет, а вода превратится в проточную.
Даже малое количество воды не станет осквернённым, если в неё попадёт помет голубей, воробьев и прочих употребляемых в пищу птиц (кроме кур и гусей), посколь¬ку от их помёта уберечься нетрудно. Представители первого поколения мусульман и те, кто пришёл им на смену, разрешали разводить голубей в мечетях, хотя веление о поддержании в них чистоты ни для кого не является тайной.
Что же касается помёта птиц, мясо которых в пищу не употребляется, то он не оскверняет воду, если прикрыть её невозможно, например воду колодцев и водоёмов. Если же их помёт попадает в сосуды с водой, эта вода становится нечистой, поскольку от этого можно уберечься, прикрывая их.
Наличие в воде мёртвой рыбы, лягушки или живого существа, в котором нет циркулирующей крови (например, мухи, скорпиона, саранчи или блохи), не де¬лает её нечистой. Ниже приводятся указания на это.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.)   сказал: «Если муха упадет в питье кого-нибудь из вас, пусть он (сна¬чала) погрузит её (в это питьё полностью), а потом вытащит её (оттуда) ибо, поистине, на одном её крыле - болезнь, а на другом - исцеление» (Аль-Бухари). Передают со слов Сальмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк (С. А. С.)  сказал ему: «О Сальман, любая пища или вода, куда попадёт живое существо, в котором нет крови и которое умрёт там, дозволена для еды, питья и омове¬ния» (Ад-Даракутни; аль-Байхаки).
Малое количество воды не становится нечистым, если эту воду попьёт животное, мясо которого дозволено употреблять в пищу, при том условии, что на его губах нет ничего нечистого. Речь идёт о таких животных, как верблюды, коровы, овцы и лошади.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт собака или свинья, поскольку Пророк велел мыть сосуд после собаки, а свинья сама по себе является нечистой.
Малое количество воды станет нечистым, если эту воду попьёт дикое живот¬ное, например гепард, волк, тигр или обезьяна, мясо которого является нечис¬тым. Указанием на это служит приведенный выше хадис, в котором сообщает¬ся, что как-то раз 'Умар б. аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, отправился в путь вместе с другими всадниками, среди которых находился и 'Амру б. аль-'Ас. Когда они добрались до какого-то водоёма, 'Амру спросил: «О хозяин водоёма, приходят ли к твоему водоёму дикие звери?» - и тогда 'Умар б. аль-Хаттаб ска¬зал: «О хозяин водоёма, не сообщай нам об этом, ибо мы приходим туда, где бы¬вают дикие звери, и дикие звери приходят туда, где бываем мы» (Аль-Муватта). Вопрос 'Амруа б. аль-'Аса относительно диких зверей указывает на то, что ос¬татки того, что они пили, делают воду, с которой они смешиваются, непригодной для омовения (в противном же случае такой вопрос не имел бы смысла). Что же касается слов 'Умара: «...не сообщай нам об этом», то они означают: не сообщай нам об этом, ибо если ты поступишь так, наше положение станет затруднитель¬ным, если же мы не будем знать, приходили они или нет, незнание не повредит нам и нам не придётся искать объяснения. Если бы остатки того, что пили дикие животные, были чисты, то 'Умар не запрещал бы хозяину говорить, поскольку в этом случае его слова не нанесли бы никакого вреда.
Вода, которую пьют хищные птицы наподобие соколов, коршунов или ворон, не становится нечистой, несмотря на то что их мясо в пищу употреблять нельзя. Причина заключается в том, что они пьют с помощью клюва, который представляет собой чистую кость, в то время как дикие звери пьют с помощью языка, покрытого их нечистой слюной.
Вместе с тем при наличии другой воды использовать такую воду для полного или частичного омовения нежелательно (макрух), так как хищные птицы находят¬ся среди падали и скверны. Если же мы убедимся, что на их клювах нет ничего нечистого, то использовать такую воду не противопоказано. Точно так же не про¬тивопоказано использовать воду, которую пила курица, находящаяся взаперти и не соприкасающаяся ни с чем нечистым, и нежелательно делать это, если курица пользуется свободой, поскольку на её клюве может оказаться нечто нечистое.
Вода, которую пьют животные, живущие в домах людей, не становится нечистой, поскольку Пророк (С. А. С.) сказал, что нечистыми такие животные не явля¬ются, однако использовать воду, которую они пили, для омовения нежелатель¬но, поскольку эти животные могут соприкасаться с нечистым.
Если человек совершит частичное или полное омовение, а потом обнаружит¬ся, что в использованной им воде находилось нечто нечистое, она будет счи¬таться нечистой с того момента, когда это обнаружится, и до тех пор, пока он не выяснит это точно.
Так, если в воде обнаружится дохлое животное, в котором есть кровь, вода будет считаться нечистой с того времени, когда это животное в неё попало. Если время его попадания не установлено, его следует исчислять с текущих суток, если труп животного не раздулся, в противном же случае следует считать, что вода является нечистой в течение трёх суток. В подобных обстоятельствах людям, кото¬рые пользовались такой водой для омовения, необходимо будет заново совер¬шить все молитвы за этот период и промыть все места, куда попадала такая вода.


Земля

 

В случае невозможности использования воды в Исламе предписывается очи¬щаться землёй (тураб). Аллах Всевышний сказал: «Если же вы больны, или на¬ходитесь в пути, или кто-нибудь из вас удовлетворил большую нужду или вы прикасались к женщине1 и (после этого) не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки. Поистине, Аллах - Снисходительный, Прощающий» (Коран, 4:43).
Ислам считает очищение с помощью земли временным очищением, которое действительно до тех пор, пока не исчезнет причина, в силу которой такое очи¬щение является дозволенным. После этого человек, совершивший очищение землёй, считается пребывающим в состоянии осквернения по отношению к той молитве, которую он ещё не совершил, а молитва его без установленного частичного или полного омовения будет недействительной.
Если говорить об удалении грязи, то использование земли предписывает¬ся с целью уменьшения, но не удаления скверны. Вот почему когда на обувь попадает что-нибудь нечистое (твёрдое и сухое) и это место протирается землёй, обувь после этого считается чистой. Указанием на это служат слова Пророка (С. А. С.): «Когда кто-нибудь из вас придёт в мечеть, пусть посмотрит на свои сандалии, и если он увидит на них что-нибудь нечистое, пусть протрёт их, а потом молится в них» (Абу Дауд; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Про¬рок  (С. А. С.) сказал: «Если кто-нибудь из вас наступит на что-нибудь нечистое, средст¬вом очищения для его обуви послужит земля» (Абу Дауд; Ибн Хиббан; аль-Хаким).
Если на обувь попадёт какая-нибудь нечистая жидкость, например моча, то в этой обуви следует походить по песку или по земле, пока она не подсохнет, а потом протереть это место землёй, пока следы не разойдутся, после чего обувь станет чис¬той. Предписывается использовать землю и в том случае, когда требуется очистить сосуд, который стал нечистым из-за того, что из него попила собака. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха  (С. А. С.) сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, его следует промыть семь раз, использовав в первый раз землю» (Муслим).
Ханафиты считали, что веление, которое содержится в этом хадисе, носит рекомендательный (мандуб) характер, и говорили, что достаточно промыть со¬суд трижды. В качестве довода они использовали слова Абу Хурайры, который сказал: «Если собака попьёт из сосуда, принадлежащего кому-нибудь из вас, пусть он выплеснет из него воду и промоет сосуд трижды» (Ибн 'Ади).

 

Трение

 

Трение (фарк) очищает одежду от осквернения её семенем после того, как оно высохнет. Указанием на это служат слова 'Аиши, да будет доволен ею Ал¬лах, которая сказала: «Мне приходилось оттирать (засохшее семя) от одежды Посланника Аллаха  (С. А. С.), после чего он молился в этой одежде». В другой вер¬сии этого хадиса сообщается, что она сказала: «Мне приходилось отскребать засохшее (семя) от одежды Посланника Аллаха (С. А. С.) ногтем» (Муслим).
Если же семя остаётся влажным, то очистить одежду можно только с помощью воды. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно я оттирала семя от одежды Посланника Аллаха  (С. А. С.), если оно было засохшим, и отмывала его, если оно было влажным» (Ад-Даракутни). Один че-ловек задал 'Умару б. аль-Хаттабу вопрос о семени, и тот ответил ему: «Если оно влажное, то отмывай его, а если засохшее, то оттирай, если же следы его скроются, то обрызгай одежду водой» (Ибн Абу Шайба). Сообщается, что о семени, попавшем на одежду, 'Аиша сказала так: «Если увидишь (следы семени), то смой его, а если не увидишь, то обрызгай одежду» (Ат-Тахави).
Передают со слов Йахйи б. 'Абд ар-Рахмана, что в своё время он совершил 'умру вместе с 'Умаром б. аль-Хаттабом и другими людьми, среди которых находился и 'Амру б. аль-'Ас. Где-то в пути 'Умар остановился на отдых, а когда почти уже наступило утро, у него случилась поллюция. Ни у кого в караване не оказалось воды, когда же воду нашли и принесли, 'Умар принялся смывать следы семени, которые были ему видны, и продолжал делать это, пока не занялась заря. 'Амру б. аль-'Ас сказал ему: «Уже утро! У нас есть другая одежда, а твою отдай постирать». На это 'Умар ответил: «Ты меня удивляешь, о 'Амру! Хоро¬шо, если ты сможешь найти другую одежду, но разве каждый сумеет сделать это? Клянусь Аллахом, если я поступлю так, это станет сунной, а я смываю то, что увидел, и обрызгиваю то, что не вижу» (Малик).
Если семя попадает на тело, очищать его путём трения нельзя, поскольку так очищают только одежду, а для иных случаев суждение по аналогии не подходит. Кроме того, под воздействием температуры тела семя становится менее вязким, и поэтому путём трения не удаётся извлечь то, что проникает в поры. Если человек помочился, но не использовал воду для подмывания, трение не может служить средством очищения от испущенного им после этого семени, поскольку семя смешается с мочой, а трение от мочи не очищает.
Остающиеся на одежде после стирания следы семени не причиняют вреда, как и следы, остающиеся после замывания. Указанием на это служат слова 'Аиши, которая сообщила, что она неоднократно смывала семя с одежды Про-рока (С. А. С.), а потом показывала ему одно или несколько пятен (Аль-Бухари).
Очищать одежду с помощью трения можно только в том случае, когда речь идёт о человеческом семени, а в отношении семени животных суждение по ана-логии не применяется.


Протирание

 

Если на твёрдый и гладкий (или отполированный) предмет, не имеющий пор (например, зеркало, меч, мраморную плиту, нож или смазанный жиром сосуд), попадает что-нибудь нечистое независимо от того, сухим или влажным оно окажется, поверхность такого предмета протирается (масх), пока следы нечистого не исчезают, - это делает его чистым. Дело в том, что нечистое не проникает внутрь таких предметов, а всё, что попадает на их гладкую (или отполирован¬ную) поверхность, удаляется благодаря протиранию. Согласно достоверным сообщениям, сподвижники Посланника Аллаха (С. А. С.) после сражения протирали свои мечи и молились с этими мечами, не омыв их.
Если нож, на который попала кровь, протереть землёй, этого будет достаточ¬но для очищения, поскольку благодаря этому достигается цель, состоящая в устранении следов скверны.
Если же на том месте, куда попало что-нибудь нечистое, есть ржавчина, то протирания для очищения недостаточно, поскольку нечистое проникнет внутрь сквозь поверхность. Вот почему в подобных случаях следует использовать воду.

 

Высыхание

 

Как средство очищения высыхание (джифаф) подходит только для земли. Если осквернённая земля высохла и на ней не осталось никаких следов осквернения, это значит, что благодаря высыханию она очистилась.
Это утверждение, касающееся земли, распространяется и на всё то, что неподвижно находится на земле (например, на дерево, траву, мелкие камешки или песок), и не распространяется на то, что не является землёй и не находится на ней неподвижно, в том числе на такие вещи, как циновка, ковёр или одежда. Всё это в процессе высыхания не очищается.
Ниже приводятся указания на то, что в результате высыхания земля становится чистой.
Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Посланника Аллаха (С. А. С.) , когда я был холостым юношей, мне нередко при-ходилось ночевать в мечети. (В то время) собаки заходили в мечеть, выходили оттуда и мочились там', однако люди не поливали водой ни одно (такое место)» (Абу Дауд). Сообщается, что Нафи' сказал: «Ибн 'Умару, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о садах, в которых испражняются и мочатся люди и попадается навоз, и он сказал: «После того, как над садом пройдут дожди и его высушат ветры, не будет ничего дурного в совершении в нём молитвы, ибо так поступал и Пророк (С. А. С.)  » (Ат-Табарани). Мухаммад б. аль-Ханафиййа сказал: «После того, как земля высыхает, она становится чистой» (Ибн Абу Шайба).
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один бедуин поднялся со своего места и принялся мочиться (прямо) в мечети. Люди схватили (этого бедуина), однако Пророк (С. А. С.)  велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро (или: бадью) воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения!» (Аль-Бухари). Ины¬ми словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама. Ханафиты говорят, что средством очищения осквернённой земли может служить как поливание, так и высыхание. В вышеупомянутом хадисе говорится о том, что Пророк выбрал один из двух способов очищения, но выбор одного из них не исключает выбора другого.
Следует отметить, что в результате высыхания земля становится чистой всё же не в полной мере, и поэтому молиться на такой земле можно, очищение же ею является недействительным, поскольку до осквернения земля являлась чистой и могла служить средством очищения, а в результате осквернения утратила оба этих качества. После высыхания земля снова становится чистой, но неивестно, когда она снова станет средством очищения.

 

Изменение качеств и свойств нечистого

 

Переход в другое состояние (истихаля) подразумевает изменение качеств и сути нечистого, в результате чего оно перестаёт быть таковым, поскольку утрачивает присущие нечистому качества.
Если нечистая вещь изменяется и превращается в нечто иное, она становится чистой, поскольку шариат определяет как нечистое то, что представляла собой эта вещь первоначально. К исчезновению целого приводит исчезновение даже одной из составных частей такой вещи, не говоря уже о таких случаях, когда исчезает целое. Аналогом этого в шариате может служить семя, которое является нечистым. Оно превращается в сгусток крови, который также является нечистым, когда же этот сгусток превращается в кусочек плоти, он становится чистым. Сок, являющийся чистым, превращается в вино и становится нечистым, вино же пре¬вращается в уксус и становится чистым. Таким образом, ясно, что переход какой-либо вещи в иное состояние влечёт за собой утрату присущих ей свойств.
Исходя из этого, после сжигания чего-либо нечистого золу следует считать чистой; мыло, сделанное из жира чего-либо нечистого, является чистым, а то нечистое, что осаждается на дне колодца, становится чистой глиной. Кроме того, согласно фетвам многих шейхов, чистой является патока, сваренная из осквернённого изюма, а осквернённый кунжут очищается после превращения в кунжутную пасту, и это касается всех прочих подобных случаев.

 

Дубление кож

 

Дублением (дибаг) именуется любое действие, устраняющее дурной запах и препятствующее гниению кожи. Различаются два вида дубления:
1. Дубление как таковое, которое осуществляется с помощью приготовленных для этого чистых веществ (например, с помощью чернильного ореха, квас¬цов, соли и тому подобных вещей).
2.  То, что служит заменой дублению с целью устранения дурного запаха и предотвращения процесса гниения путём присыпания кожи землёй, чтобы она впитала влагу, или выставления её на солнце или ветер, чтобы она высохла. Кожа становится чистой после просушки, когда гниение ей уже не угрожает. Дубление делает чистой кожу любых животных независимо от того, употребляются они в пищу или нет, на что указывают слова Пророка (С. А. С.): «После дубле¬ния кожа становится чистой» (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (С. А. С.) сказал: «Любая кожа после дубления становится чистой» (Ат-Тирмизи).
Сказанное Пророком (С. А. С.) распространяется на все виды кожи, в том числе и на свиную, которая, как указывает Абу Йусуф, очищается благодаря дубле¬нию. Но большинство руководствуется утверждением, согласно которому сви¬ную кожу дубление не очищает и она является исключением из общего правила, поскольку свинья нечиста сама по себе.
Сообщается, что Ибн Да'ля ас-Саб'и сказал: «(Однажды) я сказал Ибн 'Аббасу: «Когда мы бываем в Магрибе, огнепоклонники приносят нам бурдюки с водой и курдючным жиром». Он сказал: «Так пей (эту воду)». Я спросил: «Ты так считаешь?». На это Ибн 'Аббас ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: "Дубление (кожи) служит средством её очищения"» (Муслим).
Дубление служит средством очищения также и дохлых животных, посколь¬ку в одном из хадисов сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) вольноотпущеннице Маймуне досталась в качестве садаки овца, которая (через некоторое время) издохла. Проходивший мимо Посланник Аллаха (С. А. С.) спросил: "Почему вы не взяли шкуру (этой овцы), не выдубили и не использовали её?" (Люди) сказали: "Она же подохла!" (Тогда) он сказал: "Запрещается только есть её"» (Муслим).
Дублёную кожу можно использовать какими угодно способами, но есть кожу мёртвого животного, мясо которого разрешено употреблять в пищу, запреща¬ется, поскольку Аллах Всевышний сказал: «Вам запрещено (употреблять в пищу) мертвечину...» (Коран, 5:3). Чистым кожу любого животного делает совершаемое по шариату убиение, заменой которому служит дубление кожи павшего животного.
Шерсть, волосы, рога, перья, копыта и любые иные части тела мёртвого животного, отделение которых не причинило бы ему боли при жизни, являются чис¬тыми, если на них нет жира. Указанием на это служат следующие сообщения:
Слова Пророка (С. А. С.), который сказал об овце вольноотпущенницы Маймуны: «Запрещается только есть её».
Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (С. А. С.) запрещал только есть мясо дохлого животного, что же касается кожи, волос и шерсти, то в использовании этого нет ничего дурного» (Ад-Даракутни).
Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда у Савды б. Зам'а сдохла овца, она сказала: "О Посланник Аллаха, та¬кая-то сдохла". Он сказал: "Почему же вы не взяли её кожу?" (Люди) спросили: Разве мы можем взять кожу дохлой овцы?" Тогда Посланник Аллаха (С. А. С.) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний сказал: "Скажи: "В том, что было нис¬послано мне в откровении, не нахожу я запретного для употребления в пищу, если не считать мертвечины, или пролитой крови, или мяса сви¬ньи..." (Коран, 6:145). Вы же не станете есть (мясо), а кожу можете использо¬вать, если выдубите её". Тогда Савда послала за этой овцой, и с неё сняли шку¬ру. Она выдубила кожу и сделала из неё бурдюк, который использовала, пока он не продырявился» (Ахмад).
О слоновой кости и костях других мёртвых животных имам аз-Зухри сказал: «Я застал в живых улемов из числа наших праведных предшественников, которые причёсывались гребнями из костей мёртвыхживотных и использовали сделанные из них сосуды для хранения масла, не усматривая в этом ничего дурного». Има¬мы Ибн Сирин и Ибрахим говорили, что в торговле слоновой костью нет ничего плохого.
Чистой является также извлекаемая из желудка мёртвого животного твёрдая или жидкая сывороточная закваска, поскольку она образуется из молока.
Если кишки дохлой овцы пригодны и обработаны должным образом, в ре¬зультате чего они не имеют дурного запаха и не гниют, такие кишки являются чистыми и становятся подобными дублёной коже. То же самое относится к мо¬чевому пузырю и желудку: есть их нельзя, но если они пригодны для использо¬вания, их можно использовать для хранения топлёного масла или воды.
Различаются два вида очищения: очищение от грязи (хабас) и очищение от осквернения (хадас).

Источник: http://azan.kz/library/show/id/16/mode/read/txt/10...



© 2014 Близорукость